confucianus (confucianus) wrote in ukr_asia_philos,
confucianus
confucianus
ukr_asia_philos

Засідання XCIIІ: Вчення Будди про єдність

У вівторок, 23 лютого 2016, у відділі історії зарубіжної філософії Інституту філософії ім. Г.С.Сковороди НАН України (к. 327) відбудеться XCІІІ засідання Семінару дослідників східних філософій.

Тема засідання:
"Вчення Будди про єдність".
Доповідач: Сергій Філоненко, буддійський монах, орден Ніппонзан мьоходзі (Черкаси)

Тези доповіді:
Учение Будды о единстве
1. Единая истинная реальность и целостное восприятие
а) Зачем это нужно? Состояние человечества в наше время – это утрата универсальной идентичности и, как результат, отчуждение и разрушение сообщества и окружающей среды, а также опасность взаимоуничтожения из-за различных конфликтов и войн, экологической катастрофы и т.п.
б) Не концептуальность буддизма. Учение Будды (буддизм) Махаяны – это возвращение универсальной идентичности на основе естественного процесса пробуждения бодхичитты или сознания бодхи. Т. о. буддизм – скорее, путь (инструкция) для достижения состояния Будды – аннутара-самьяк самбодхи, как завершающей стадии пути бодхисаттвы и исполнение клятв бодхисаттвы.
в) ЕДИНАЯ истинная реальность упоминается в основных сутрах и трактатах махаяны. Ее постижение посредством практики очищения шести корней восприятия и освобождения от фундаментального неведения (и сопутствующих клеша) и является актом пробуждения или просветления.
г) Аналогом Единой реальности является Дао, центральная категория учения Дао Дэ Цзин. Очевидно, можно проследить и другие параллели, например, «великое синее небо».
д) Не противоречие множественности и единства на основе учения Сутры о бесчисленных значениях.

2. Буддизм и прогресс
а) Буддизм и интеллект. Единая истинная реальность, равно как и Дао не могут быть объектом интеллектуального постижения. Поскольку интеллект действует на основе различающего сознания и логики, предполагающих опору на концептуальные умственные построения, в отличие от практики непосредственного интуитивного восприятия.
б) Современная материально техническая цивилизация основана на идее прогресса в основе которого лежит разрушительный принцип обладания, в том числе жажда интеллектуального познания (не путать с поиском истины), использование науки для объяснения устройства мира и развития, под которым понимается непрерывное совершенствование материальной стороны жизни, которое приобрело неконтролируемый характер.
в) Согласно исследованиям современного американского философа Джона Зерзана, человеческая цивилизация утратила первоначальную чистоту, «свернула не туда» из-за развития агрокультуры, разделения труда и развития технологий. Он называет это одомашниванием, приводящим к отчуждению (людей друг от друга и природы).
В целом вся культура, в том числе язык и искусство, в частности музыка, стали средствами такого отчуждения.
Тотальность власти, проявляющейся в целом в культуре, приводит к потере человеком собственной идентичности.
Но так было не всегда и Джон Зерзан доказывает, что человечество переживало свой золотой век во времена охотников собирателей.
г) буддийское учение, так же, как и учение о Дао, говорит о человеческой цивилизации как упадке (век конца дхармы), кроме того взгляды Джона Зерзана на культуру целиком совпадают с одним из фундаментальных учений о двенадцати членном ряде (колесе) причинной зависимости. Неведение из жизни в жизнь накапливается (утолщается), как культурные слои в земле.

3. Возвращение или реализация футуристической модели
а) Большинство из-за веры в прогресс является сторонниками футуристической модели, то есть дальнейшего развития технологий, и возможного выхода(расселения) человечества за пределы Земли.
б) Учение о Дао содержит прямые предупреждения о «вреде» чрезмерных знаний.
в) Буддизм говорит о спасении мира бодхисаттвами, которые избавляют живых существ от страданий, вручают им покой и радость и приводят к совершенной мудрости и очищают для них землю Будды.
г) Возможности или божественные силы (не путать с сиддхи) возникающие от практики бодхисаттв, указывают на бессмысленность научного прогресса и футуристической модели.
д) Возможно ли возвращение к истокам? Необходимость более широкого обсуждения.
е) Сценарий Лотосовой Сутры образным языком описывает появление бодхисаттв, «выпрыгнувших из под земли», то есть находящихся в пространстве ниже культурных слоев, таким образом являющихся «первыми» людьми, то есть сохранивших чистоту восприятия.

4. Тяжелые фракции
а) Устаревшие доктрины монотеистических религий, в частности идея творения. Буддизм опроверг идею творения задолго до появления Христианства и Ислама.
б) Дуалистический тупик научного объяснения и идеи творения.
в) Табу на обсуждение религиозных доктрин, то есть фактически отсутствие межрелигиозного диалога.
г) Влияние философии постмодернизма. Индивидуализм, нигилизм.
д) Национализм и традиционализм

Список литературы
Сутра о Цветке Лотоса Чудесной Дхармы.
Ланкааватара Сутра.
Дао Дэ Цзин.
Джон Зерзан. Примитивный человек будущего. Статьи.
Пионткевич Л. Ю. Проблема тотальности власти в философии М. Фуко и Дж. Зерзана.
Гройс Б. Статьи.


Початок засідання о 16:00.

ЗАПРОШУЄМО УСІХ ЗАЦІКАВЛЕНИХ!
Tags: буддизм, семінари
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments